Как «Мир! Дружба! Жвачка!» отражает постсоветскую эпоху
Почему «Мир! Дружба! Жвачка!» является зеркалом 90-х и нашей версии «Stranger Things»
Современное телевидение обращается к прошлым эпохам, создавая сериалы, которые не только вызывают ностальгические чувства, но и погружают зрителей в необыкновенное переосмысление историй, произошедших в них. Сериал Ильи Аксенова «Мир! Дружба! Жвачка!» стал ярким примером такого культурного анализа, который вызывает яркие параллели с американским феноменом «Stranger Things». Однако основной акцент здесь сделан на реалиях, которые столкнулись на постсоветских просторах. В этом материале мы подробнее рассмотрим, как этот проект, обладая фильтрами романтики 90-х, излагает историю становления поколения, вырастающего на руинах СССР.
Откуда берется ностальгия?
Для многих миллениалов 90-е годы невозможны без воспоминаний о бурной трансформации из советского стабильного периода в мир «дикого капитализма», наполненного стилем, духом свободы, но и некой тревожной неопределенностью. Период, когда мир изменялся со скоростью света, сочетая в себе экономическую непростоту с невиданным культурным расцветом. Привлекательность «Мир! Дружба! Жвачка!» заключается в том, что он даёт возможность взглянуть на эту эпоху сквозь призму восприятия подростков, которые находились между крышами многоэтажек, шумными рынками и видеокассетами с любимыми фильмами.
Если в «Stranger Things» происходящее происходит в американских 80-х, то «Мир! Дружба! Жвачка!» воссоздает атмосферу 90-х, которые представляют собой одновременно период неимоверной свободы и хаоса в настройках реалий. Как будто каждая деталь сериала, от декораций до музыкального сопровождения, наполнена духом той эпохи.
Сюжет: подростки в мире криминала
В центре повествования оказываются четверо друзей — Санька, Вовка, Илья и Женя. Их группа, известная под названием «Братство крыши», впутывается в серьезные конфликты, безусловно, отражающие дух очередного исторического этапа. С одной стороны, их борьба с местными хулиганами, а с другой — участие в противостоянии между двумя сильными преступными группировками, состоящими из ветеранов войны в Афганистане и кавказской мафии. Эта сюжетная перепетия позволяет взглянуть на атмосферу 90-х через призму подростковых переживаний, невидящих взрослую циничность.
Поражает также то, как подростки, наряду с внешними конфликтами, занимаются решением внутренних вопросов — отношения с родителями становятся завуалированной темой. Например, мать Саньки вынуждена справляться с управлением домом и болезненными воспоминаниями о несчастливом браке, а дедушка пропагандирует культ силы в семье, тогда как его отец, обманутый писатель, оказывается не в состоянии противостоять вызовам своего времени.
Вдохновение из глубин прошлого
Сравнения с «Stranger Things» едва ли не напрашиваются. Группа друзей, стоящая на пороге опасностей и трудностей, переносит зрителя в атмосферу конкретного времени. Однако в «Мир! Дружба! Жвачка!» опасности не надуманные и фантастические, они очень реальны для постсоветской аудитории. Здесь нет монстров из параллельных миров, зато есть «волки» и «быки» — настоящие бандиты, которые служат не просто персонажами, но и символами криминальной романтики той эпохи.
Не менее значительную роль играют и визуальные решения сериала. Флешбэки выполнены с применением стилизации, напоминающей перемотку видеокассет, а сцены конфликта запечатлены в длинных непрерывных планах, что придает ощу щение неотделимости от происходящего. Особенно впечатляет сцена разгрома рынка, в которой можно найти отсылки к похожему эпизоду в фильме «Бык».
Культура 90-х: отголоски времени
Декорации и реквизиты сериала скрупулезно передают эстетику 90-х годов, что безусловно делает проект еще более привлекательным:
- Вещевые рынки с яркими выставками: джинсы, обвязывающиеся бейсболки с девизами «USA California».
- Поп-культура того времени: постеры Сильвестра Сталлоне и кадры из культовых экшн-фильмов украшают стены домочадцев.
- Игровая приставка Dendy: она представляет собой возможность насладиться «Street Fighter», подчеркивая популярность пиратских версий западных игр.
Музыкальное сопровождение также не оставляет равнодушным. Оно включает в себя как хиты того времени (Dr. Alban, Ирина Аллегрова, Haddaway), так и современные каверы, привносящие свежий взгляд на уже известные композиции (например, кавер Сироткина на песню «Дыхание» «Наутилуса Помпилиуса»).
Гендерные вопросы и токсичная маскулинность
Несмотря на наличие сильных женских персонажей, таких как Женя, мать Саньки и подруга Алика, сериал уверенно отображает патриархальную структуру общества. Женщины оказываются фоном мужских конфликтов и вопросов о месте каждого в этом мире, часто вступая в противостояния с мужчинами, действия которых по-прежнему привязаны к законам «лихих 90-х». Тем не менее, женские образы привносят дополнительную глубину в повествование, демонстрируя, что перемены затрагивали всех и каждого.
Почему «Мир! Дружба! Жвачка!» так важен?
Данный сериал не только мастерски реконструирует атмосферу 90-х, но и позволяет переосмыслить их через призму современности. Он становится не просто развлекательным проектом, а серьезным культурным исследованием, показывающим, как поколение миллениалов, выросшее в хаосе, сформировало собственные ценности и убеждения.
Примечательно, что «Мир! Дружба! Жвачка!» открывает любой диалог между прошлым и настоящим, становясь объединяющим контекстом для зрителей разных возрастов и взглядов.